
MoscowMap.ru 16 июня 2025
Забавно, но на самом деле влагостойкой фанеры как таковой не существует, потому что российские ГОСТы на фанеру общего назначения 3916.1-2018 и 3916.2-2018 оперируют термином «водостойкая фанера». И вот тут начинается самое интересное.
Водостойкой в соответствии с ГОСТами считается фанера ФК, но на самом деле она не является ни влагостойкой, ни водостойкой, поскольку склеивается карбамидоформальдегидными смолами, а они легко размываются водой. Карбамидоформальдегидные смолы не защищают шпон от воздействия влаги, и поэтому так называемая влагостойкая фанера на самом деле при продолжительном контакте с капельножидкой влагой довольно быстро набухает, начинает коробиться и в конечном итоге расслаивается совсем. Зато такая фанера не выделяет фенол и поэтому может без ограничений использоваться в жилых помещениях.
По-настоящему влагостойкой фанерой является фанера повышенной водостойкости марки ФСФ, которая склеивается фенолформальдегидными смолами. Эти смолы защищают шпон от влаги, и поэтому фанеру ФСФ можно использовать на открытом воздухе и в помещениях с повышенной влажностью. Однако, и у нее есть предел влагостойкости: например, в опалубке или в судостроении возможности ее использования весьма ограничены.
Для изготовления опалубочных щитов используют ламинированную фанеру. Ламинированная фанера по структуре представляет собой ту же фанеру ФСФ, но её наружные стороны оклеены ламинатом, то есть бумагой, которая пропитана всё теми же фенолформальдегидными смолами. Бумагосмоляная плёнка не пропускает воду и грязь к внутренним слоям шпона и тем самым надёжно защищает их. Такая фанера может прослужить в опалубке до 50 циклов.
Однако и ламинированная фанера не обладает достаточной влаго- либо водостойкостью для того, чтобы использовать её в условиях постоянного контакта с водой. Кроме того, торцы ламинированной фанеры защищены только акриловой краской, а это не очень надежная защита.
К счастью, существует так называемая морская или бакелизированная фанера. Это фанера из лучшего берёзового шпона, склеенная бакелитовой плёнкой либо бакелитовым лаком. Бакелитовая смола - это тоже фенолформальдегидная смола, но специфическая. Она совершенно нерастворима в воде, эластична, устойчива к растворам щелочей и кислот, не разрушается при температуре до 300 °С, да и при более высокой температуре не горит, а просто обугливается. Вот такой смолой склеивают морскую фанеру, причем фактически пропитывают сам шпон. В результате получается очень плотный, тёмный материал, по свойствам скорее напоминающий пластик.
Бакелизированная фанера настолько влагостойка, что она может месяцами плавать в морской воде без малейшего вреда для структуры и прочности. Её используют почти исключительно для обшивки бортов и палуб маломерных судов. Выпускается на июнь 2025 года она сейчас одним или двумя российскими предприятиями, стоит неимоверно дорого, тяжело обрабатывается, и в большинстве случаев её использование нецелесообразно.
Какую же из влагостойких фанер выбрать?
Всё зависит от того, для чего она вам нужна.
- Для использования в помещениях с нормальной влажностью подойдёт фанера ФК, влагостойкости которой вполне достаточно, чтобы выдержать пролитую кружку воды, если вода будет быстро вытерта. Вполне достаточно толщины 10 мм
- Для помещений с повышенной влажностью воздуха, например, бассейнов, санузлов, а также для эксплуатации на улице — фанера ФСФ. Она не боится намокания под дождём, но долгого многонедельного контакта с большим количеством влаги, конечно, не выдержит.
- Для опалубки лучший вариант – ламинированная фанера с облицовкой из бумагосмоляной плёнки. Да, она дороже, но выдержит много циклов использования. В компании "Фанера Базар", по словам технолога Артема Новикова ламинированная фанера 1 сорта может выдержать до 50-70 оборотов при использовании, например, для опалубки.
- Ну и, наконец, для судостроения и других задач, где предполагается постоянный контакт с водой, — редкая, тяжёлая, сложная в работе и очень дорогая, но чрезвычайно влагостойкая бакелизированная фанера. Это максимально адекватный материал для таких задач, но в строительстве он практически не используется.