Что нужно найти?
  • Адреса и объекты
  • Как добраться
  • Недвижимость
  • Вакансии
Любые адреса и объекты
Любым транспортом
Снять
Квартиру
Квартиру
Кол-во комнат
Москва
Город
Город
Метро
Метро
Район
Район
Любая сфера деятельности
Любой вид занятости
За последний месяц

Система «Антисон» и охрана труда на транспорте

MoscowMap.ru 13 июля 2022

Водитель — профессия повышенной опасности. Ежегодно транспортные компании терпят колоссальные убытки, связанные с травматизмом персонала, высокими расходами на ремонт, финансовыми потерями от простоев. По данным статистики, 7 из 10 аварий на дорогах случается из-за того, что водитель отвлекся или уснул. Решить эту проблему помогают системы мониторинга состояния водителя, например, система «Антисон» от компании КСОР, лидера этого рынка. Как «умные» устройства повышают безопасность на дорогах?

Особенности охраны труда на транспорте

В последние несколько лет в нормативы охраны труда на транспорте регулярно вносятся изменения. В 2022 году на отдых водителя отводится не менее 45 часов в неделю, а максимальное время вождения автомобиля не должно превышать 9 часов в день. Несмотря на строгие требования, дорожно-транспортный травматизм снижается не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Только 15% ДТП происходит из-за независящих от водителей обстоятельств, во всех остальных случаях причина аварий — человеческий фактор.

Примерно в четверти случаях опасному инциденту предшествует сильное утомление. Когда человек длительное время находится за рулем, закономерным результатом становится усталость. Во время работы водителю приходится решать множество задач: следить за зеркалами, контролировать «слепые» зоны, переключать передачи и работать с педалью газа. Дорожная обстановка постоянно меняется и требует ежесекундного принятия решений. Все эти факторы перегружают мозг и со временем вызывают снижение работоспособности.

С 2013 года обязанностью транспортных предприятий стала установка тахографов — устройств для контроля за соблюдением режима труда и отдыха. Однако сегодня подавляющее большинство экспертов считает, что этого оборудования недостаточно. Приборы ориентированы на среднестатистические показатели и не могут оценивать степень утомления водителя. Между тем, человек за рулем часто не замечает своей усталости — мешает постоянное напряжение, эмоциональное возбуждение, ответственное отношение к работе.

Предполагается, что более эффективной мерой повышения безопасности труда на транспорте является использование тахографов совместно с интеллектуальными комплексами мониторинга состояния водителей. Система мониторинга «Антисон» от «КСОР Групп» помогает водителю соблюдать меры предосторожности при управлении транспортным средством. В основе разработки лежат самые последние исследования в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения, интернета вещей и edge computing.

Принципы работы системы мониторинга

Система «Антисон» работает по тем же принципам, что и камеры для распознавания лиц, которые устанавливают в метро, аэропортах и на вокзалах. Однако задачи она выполняет совсем другие. Для водителя «Антисон» выглядит как компактная камера, напоминающая видеорегистратор, которая находится напротив него и ведет мониторинг его состояния, небольшой дисплей со звуковым оповещением и световой индикацией, который срабатывает, когда устройство распознает потенциально опасное событие, и центральный блок, который монтируется в скрытой части автомобиля. На нем хранится вся информация, логи, архив. Комплекс начинает работу с поворотом ключа зажигания.

Камера, которая находится напротив водителя, ведет постоянную съемку. Видеопоток передается в программный блок, где его обрабатывает нейросеть. Анализ ведется по 68 лицевым точкам, что позволяет устройству выявлять физиологические признаки усталости и предупреждать засыпание. Чтобы распознать засыпание, системе достаточно двух секунд. Когда нейросеть на устройстве обнаруживает потенциально опасное событие, мгновенно срабатывает звуковой сигнал-предупреждение для водителя.

Благодаря технологии машинного обучения система способна учитывать индивидуальную мимику водителей. «Антисон» может определить степень усталости и эмоционального состояния на основе накопленных данных даже по конкретному сотруднику автопарка. Как только процессор зафиксирует отклонение от нормы — в кабине срабатывает звуковое оповещение и световая индикация.

Информация об инциденте сразу же поступает в единый центр мониторинга. Диспетчеры получают сведения о местонахождении и скорости транспортного средства, а также видеофрагмент, записанный в момент срабатывания системы. Оператор оценивает ситуацию в соответствии с регламентом и затем подтверждает или отклоняет событие. Эта дополнительная мера позволяет обеспечить практически стопроцентную точность распознавания событий. Далее сведения о событии направляются представителю заказчика, который принимает решение о замене водителя или других мерах обеспечения безопасности водителя и сохранности транспортного средства.

Предупреждение нарушений техники безопасности

Система «Антисон» для водителя — своеобразная страховка. Комплекс помогает сконцентрироваться, не дает отвлекаться, сигнализирует об утомлении. Однако его возможности не ограничены только предупреждением сна. Нередко водители пренебрегают инструкциями по технике безопасности. Любое из таких отступлений может стать причиной аварии, поэтому разработчики снабдили комплекс дополнительными возможностями.

Программное обеспечение «Антисон» отслеживает все факты нарушений и реагирует, когда водитель:

  • Курит;
  • разговаривает по телефону;
  • принимает пищу на рулем;
  • забывает пристегнуть ремень безопасности;
  • отклоняется от маршрута.

При разработке системы «Антисон» в КСОР ставили задачу предупреждать аварийно-опасные ситуации, действовать на опережение и учитывали тот факт, что часто люди совершают определенные действия механически. К примеру, если водитель автоматически отреагирует на полученное сообщение и возьмет в руки телефон, в кабину сразу поступит сигнал о потенциальной опасности. Таким образом комплекс мотивирует персонал соблюдать инструкции по технике безопасности и тем самым решает важную задачу — помогает водителю соблюдать меры предосторожности в процессе управления транспортным средством.

Применение комплекса в целях соблюдения мер безопасности и охраны труда

Группа компаний «КСОР» первой в России предложила транспортным предприятиям услуги мониторинга «под ключ». Информация обо всех инцидентах аккумулируется в едином центре мониторинга и хранится в архиве. Клиент получает к нему доступ из личного кабинета, каждый конкретный случай может быть разобран индивидуально. Система позволяет выгружать отчеты за любой период времени, что активно используется специалистами по охране труда.

Возможности системы «Антисон»:

  • мониторинг и фильтрация по всему автопарку в режиме реального времени — интерактивная карта позволяет определить положение каждого транспортного средства;
  • геолокация и телеметрия — система информирует о скорости, маршруте и времени нахождения транспортного средства на линии;
  • хранение информации о каждом инциденте, включая видеофрагменты;
  • выгрузка отчетности в нескольких разрезах.

Кроме того, камера фиксирует отсутствие водителя на рабочем месте и определяет помехи в зоне видимости. Подробная статистика помогает разрешить спорные вопросы и выяснить, где именно находился сотрудник во время инцидента.

Среди дополнительных функций системы — возможность вести личные карточки работников и определять их риск-профиль, опираясь на сведения об уже произошедших событиях.

Результаты внедрения системы мониторинга

Убедительное доказательство эффективности комплекса — результаты использования системы «Антисон» на пассажирском транспорте Москвы. Интеллектуальные камеры появились в столичных автобусах четыре года назад и сегодня установлены в каждой единице наземного транспорта, а также в головных вагонах поездов метрополитена. Уже через год после установки системы «Антисон» ГУП «Мосгортранс» сообщило о снижении аварийности на 26%. При этом на предприятии на 65% уменьшились расходы ремонт транспортных средств, сократились убытки от простоев.

Опыт Москвы переняли транспортные предприятия в других российских городах: Тольятти, Казани. Сегодня в этих городах запущены пилотные проекты с программным комплексом от КСОР. Компания ведет сводную аналитику по всем клиентам. Результаты показывают не только сокращение аварийности, но и повышение уровня дисциплины. Так, в период с 4 квартала 2021 по 1 квартал 2022 года количество случаев отвлечения внимания снизилось на 52%, курения за рулем — на 34%, разговоров по телефону — на 69%. В общей сложности в год удается предотвратить порядка 280 000 потенциально опасных событий.

Отличные результаты показывают и другие проекты компании «КСОР». Отзывы и статистика свидетельствуют, что уже в первые месяцы в автопарках снижается количество инцидентов, то есть событий, на которые реагирует система. Водителям «Антисон» помогает лучше понимать свое состояние и уже на ранних стадиях распознавать усталость. Многие отмечают, что видеокамера в кабине придает им уверенности и не позволяет отвлекаться в часы, когда риск засыпания особенно велик.

Как показывает опыт, аппаратно-программные средства мониторинга состояния водителей положительно влияют на статистику ДТП, повышают безопасность пассажиров, сокращают затраты компаний на ремонт транспорта, убытки от потери грузов. Применение интеллектуальных систем — важный элемент Стратегии безопасности дорожного движения, принятой Правительством на период с 2018 по 2024 год. Установка технических средств, которые будут предотвращать потерю внимания, уже в ближайшее время может стать обязательной для грузовых перевозчиков и таксопарков.