
MoscowMap.ru 26 июня 2022
Для упрощения контроля за передвижением товаров, облегчения инвентаризации, предприниматели используют специальный считыватель – штриховой код (далее – ШК).
ШК – это изображение в виде совокупности (комбинации) черно-белых полос разной толщины. Над ними или под полосками располагаются цифры и буквы.
В статье рассмотрим, для чего используют штрих-коды, где их размещают, принцип работы системы штрихкодирования и где можно получить ШК.
Для чего используют штриховые коды?
Штрих-код выполняет контролирующую функцию – даёт возможность следить за ходом выполнения операций, создаёт прозрачные условия учета товаров и повышает скорость и точность выполнения разного рода работ. ШК нужны при:
- производстве изделий;
- их хранении на складе;
- транспортировке;
- приёмке товаров;
- реализации продукции в торговых сетях.
При отсутствии ШК предприниматель может столкнуться со следующими сложностями: ошибками по итогам инвентаризации, низкой скоростью производственной деятельности, проблемами при исполнении договоров поставки товаров для реализации его в розницу и оптом.
Процедура штрихкодирования не является обязательной.
Какую информацию кодируют в ШК
Производитель может придумать свою кодировку. Тогда не придётся регистрировать штрих-коды в национальных и международных системах. Однако, производитель не сможет использовать их для каких-то внешних операций (сгенерированные самостоятельно ШК подходят только для внутреннего учета).
Информация, закодированная в ШК:
- название продукции, тип и вид товара;
- сведения о производителе;
- данные о поставщике;
- масса и иные сведения
Как разрабатывается ШК
Чтобы у контрагентов не возникало проблем с расшифровкой данных, ШК нужно правильно оформить. Штрих-коды разрабатывают на основании ГОСТ ISO/IEC 15420-2010«Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики штрихового кода EAN/UPC». ГОСТ унифицирован согласно международным требованиям системы EAN.
Существует два вида штрих-кодов: двухмерные и линейные.
- в линейном ШК кодируется минимум данных о продукте или товаре. Изображается в виде чёрно-белых полос и комбинации цифр и букв. Максимальное число символов –30. Считывается сканером в горизонтальном направлении. Одна из наиболее популярных кодировок линейных ШК – кодировка EAN-13 (состоит из 13 символов).Стандартный размер EAN-13 от первого до последнего символа — 31,35 мм. Первый и крайний штрихи длиннее остальных. Они показывают начало и конец сканирования. Для оптовых партий и учёта товаров на складе используется кодировка ITF-14. Кодовое обозначение: вариант тары, номер единицы товара или продукции и контрольного разряда. Учёт книг ведётся с помощью кодировки ISBN. Популярные стандарты кодирования этой линейки: UPC, GS1-128 (он же EAN/UPC-128), Code 128, Codabar, Код 39;
- в двухмерный ШК «зашивается» намного больше информации: до 2 Кб. Выглядит, как квадрат или прямоугольник. Считывается при помощи 2D-сканера. Такой идентификатор используют в продажах, документообороте, для удостоверений личности и т.д. К распространённым видам двухмерного кодирования относятся: QR-код, код Aztec и Data Matrix.
Что обозначают цифры на штриховом коде
Согласно кодировке EAN-13:
- символы 1-3 – код национальной компании (префикс), в которой зарегистрирован производитель/импортёр товара;
- символ 4-5 – код производителя (номер регистрации компании);
- последующие 3-5 символов указывают информацию о товаре. Комбинация цифр указывает на товар, который занесён в базу компании или продавца;
- последняя цифра используется для проверки кода на достоверность товара.
Что означают префиксы на товарах
В РФ распространены следующие диапазоны префиксов EAN:
- 793-799 –внутрироссийские ШК. Означает, что продажа товара осуществляется только на территории РФ.
- 460-469 —российские международные ШК. Считываются, и внутри страны, и за её пределами. Соответственно, экспорт продуктов с данными префиксами разрешён.
Как и где размещать ШК?
Для удобства использования штриховые коды наносят непосредственно на поверхность изделия, упаковочную продукцию или транспортную тару. Важно, чтобы штрих-код был доступен для сканирования считывателем или другим устройством, поэтому важно следовать некоторым правилам:
- удостовериться, что место под ШК на упаковке не меньше, чем само графическое изображение. Если габариты упаковки не позволяют выделить нужную площадь для ШК, следует использовать кодировку EAN-8;
- ШК не размещаются на: искривленных элементах тары, перфорации, швах, стыковых элементах, накладках, штампах, откидных створках упаковки и материалах грубой текстуры;
- если габариты продукции большие, то требуется увеличить ШК;
- цвет ШК делается контрастным к поверхности, куда его наносят.
Как получить штрих-код
Чтобы получить штрих-код, предприниматель заключает договор со специализированным центром, например znak.store, формирует заявку, направляет ее специалистам, которые присваивают индивидуальный код каждому товару.
ШК, оформленный при помощи специалистов, всегда уникален, так как за официальными регистраторами закрепляют неповторяющийся интервал штриховых кодов.
Срок действия ШК не ограничен. Штриховой код может применяться до тех пор, пока продукция не снята с производства.