
MoscowMap.ru 09 сентября 2025
Завершилась масштабная модернизация транспортных единиц четырёх линий Московских центральных диаметров (МЦД). С начала функционирования сети число пассажиров возросло практически вдвое, причём использование новейших составов позволило не только повысить общую пропускную способность, но и существенно улучшило качество обслуживания пассажиров.
Программа модернизации началась накануне запуска первых двух диаметров в 2019 году и завершилась спустя шесть лет. Так, парк поездов МЦД-1 и МЦД-2 был обновлён ещё в 2020 году, вскоре после введения этих маршрутов в эксплуатацию. Тогда как линии МЦД-3 и МЦД-4 получили свежие составы лишь осенью 2025 года.
За период с 2014 года московскими центральными диаметрами пополнилось 398 современных железнодорожных составов, в частности:
— для маршрута МЦД-1 поставлено 77 поездов («Иволга 2.0», двухэтажные экспрессы «Штадлер», серия ЭП2Д);
— для МЦД-2 приобретено 87 поездов («Иволга 2.0», «Иволга 1.0», серия ЭП2Д);
— для МЦД-3 закуплено 122 состава («Иволга 4.0», «Иволга 3.0», «Ласточки», серия ЭП2Д);
— для МЦД-4 поступили 112 поездов («Иволга 4.0», ЭП2Д и ЭП2ДМ).
Новые транспортные единицы заменяют устаревшие модели, известные своим дискомфортом в жаркое лето и холодное зимнее время, отсутствием качественной вентиляции, системы ориентации пассажиров и комфортной внутренней обстановки.
Современные составы отличаются наличием кондиционеров и воздухообработки, удобной навигационной системой и мультимедийными экранами, эргономичными сиденьями и розетками для устройств. Помимо этого, ход поездов стал плавнее, а уровень шума в салоне уменьшился примерно на треть.
Объём пространства новых вагонов увеличился в полтора раза. Это привело к росту числа посадочных мест в среднем по всей сети МЦД — теперь оно составляет порядка 7,8 млн против прежних 5,4 млн в сутки. Пространства в вагоне хватает даже в часы интенсивного трафика, что весьма ценно для пассажиров.
Самой распространённой моделью подвижного состава центрального транспортного комплекса стала «Иволга». Сейчас общее число её представителей превышает сотню, причем около трети составляют наиболее совершенные модификации «Иволга 4.0».
Модернизация железнодорожного парка оказала ключевое влияние на рост привлекательности московских центральных диаметров, на которых ежедневно фиксируется до 1,6 млн перемещений. Значительная часть перевозок приходится именно на городские направления, увеличившись втрое относительно первоначального показателя и достигнув отметки в 500 тыс. поездок в сутки. Полученный эффект оказался гораздо значительнее ожидаемого результата.