Что нужно найти?
  • Адреса и объекты
  • Как добраться
  • Недвижимость
  • Вакансии
Любые адреса и объекты
Любым транспортом
Снять
Квартиру
Квартиру
Кол-во комнат
Москва
Город
Город
Метро
Метро
Район
Район
Любая сфера деятельности
Любой вид занятости
За последний месяц

Любопытные факты из истории Московского метрополитена

MoscowMap.ru 05 мая 2015

Совсем скоро Московский метрополитен празднует свой юбилей — 80 лет со дня основания. Он был открыт 15 мая 1935 года. По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает одно из первых мест в мире, а красоту его станций сравнивают с «подземными дворцами». И это неудивительно, ведь 44 станции признаны объектами культурного наследия.

60 лет на сборы

Первые предложения по созданию метро появились еще в 1875 году, когда население Москвы начинает приближаться к миллиону. Но только в 1902 году инженерами Балинским и Кнорре был разработан самый первый проект, который городская дума отклонила. Первая мировая и гражданская войны отложили решение транспортной проблемы. В 1923 году Московская городская железная дорога все-таки приступает к работе и создает свой подотдел метро. В декабре 1930 года этот подотдел закрывают, а всех специалистов с дореволюционным образованием арестовывают. Через неделю Москва встает в транспортном коллапсе. Арестованные специалисты предсказывали это еще в 1927 году. В сентябре 1931 года с подачи Л. М. Кагановича Московское руководство учреждает Мосметрострой и просит вернуть арестованных специалистов. Проект возвращают в работу, и в ноябре 1931 начинается строительство первой шахты московского метро.

Приказ об уничтожении метро

15 октября 1941 года, когда немцы подходили к Москве, лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, а в течение трех часов подготовить предложения по его уничтожению, как стратегически важного объекта. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрокабель и так далее. Утром 16 октября 1941 года из-за паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменен.

Метро как бомбоубежище

Согласно постановлению Совнаркома метрополитен должен был быть приспособлен под массовое бомбоубежище. Во время Великой Отечественной войны так и случилось — здесь скрывались от авианалетов тысячи москвичей. А во время холодной войны стали строить станции глубокого заложения. Они должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной войны. В таких станциях вентиляционные шахты оборудованы фильтрами, на перегонах построены санузлы, в тоннелях и на выходах со станций сооружены герметичные двери, которые могут выдержать воздействие взрывной волны и предотвратить затопление станций и тоннелей. Кстати, персонал Московского метрополитена регулярно проводит учения гражданской обороны.

Логотип московского метро

Вместе с открытием в 1935 году появился и его логотип — заглавная «М» в связке с надписью «МЕТРО». До 2014 года в обращении находилось более десятка различных вариантов логотипа, поскольку единого бренда не было. В сентябре 2014 года был анонсирован стандартизированный логотип. Он был представлен студией Артемия Лебедева как часть нового брэнда всего московского транспорта. Основой для единой эмблемы послужила усредненная форма логотипов, которые появлялись в разное время в стенах метрополитена. С анонсом обновленного логотипа разгорелся скандал. В интернете всплыла информация, что перерисовка логотипа стоила 232 миллиона рублей. Но департамент транспорта Москвы опроверг информацию, заявив, что дизайнеры работали за символический один рубль на собственном энтузиазме, а 232 миллиона рублей должны пойти на создание новой навигации и ремонт вестибюлей.

Официальный и неофициальный сайты

6 сентября 2005 года у Московского метрополитена появился официальный сайт — mosmetro.ru. Интересно то, что российский дизайнер Артемий Лебедев еще в 1996 году регистрирует домен metro.ru, где запускает проект про московское метро: «Это сайт о мифе и легенде, о том, что было и чего не было. Это одновременно музей, архив, иллюстрированный альбом, справочник и энциклопедия. Это первый в мире сайт о метро, сделанный на черном фоне». Многие считают, что Лебедев собирается продать этот домен и выручить большую сумму, однако это не подтверждено.

Голос метро

В 2004 году в честь очередного дня рождения метро стартовала акция «Голос метро» — сообщения в метро были озвучены знаменитыми актерами. После этого акция повторялась несколько раз — на дни рождения и в новогодние праздники. К 80-летнему юбилею эту акцию запустили вновь. В течение всего мая известные актеры, музыканты и деятели культуры будут поздравлять пассажиров с Днем рождения московского метро.

Так, например, на Сокольнической линии вы можете услышать голоса Армена Джигарханяна и Екатерины Андреевой;

на Замоскворецкой — Валерия Сюткина и Веры Алентовой;

на Арбатско-Покровской — Дмитрия Губерниева и Валерии;

на Филёвской — Александра Васильева и Ирины Муравьёвой;

на Кольцевой — Никиты Михалкова и Кристины Орбакайте;

на Калужско-Рижской — Гоши Куценко и Яны Чуриковой;

на Таганско-Краснопресненской — Александра Розенбаума и Светланы Немоляевой;

на Калининской — Дмитрия Дюжева и Натальи Крачковской;

на Серпуховско-Тимирязевской — Михаила Ефремова, Иосифа Кобзона и Оксаны Фёдоровой;

на Люблинско-Дмитровской — Дмитрия Маликова, Лолиты и Нонны Гришаевой;

на Бутовской — Стаса Михайлова и Анжелики Варум.