Что нужно найти?
  • Адреса и объекты
  • Как добраться
  • Недвижимость
  • Вакансии
Любые адреса и объекты
Любым транспортом
Снять
Квартиру
Квартиру
Кол-во комнат
Москва
Город
Город
Метро
Метро
Район
Район
Любая сфера деятельности
Любой вид занятости
За последний месяц

Леонид Моносов — более сорока лет работы в градостроительном комплексе столицы

MoscowMap.ru 16 мая 2024

Москва пользуется репутацией самого красивого и технологичного города страны. Районы исторической застройки здесь соседствуют с бизнес-центрами и поражающими воображение небоскребами. Хотя всего три десятилетия назад город называли абсолютно неприспособленным к новым рыночным условиям. Вице-президент компании «Москапстрой-ТН» Моносов Леонид Анатольевич — один из тех строителей, кто принимал активное участие в трансформации столицы. Благодаря общим усилиям Москва в рекордные сроки превратилась в настоящую жемчужину среди мировых столиц.

На заре карьеры

Топ-менеджер родился в 1958 году в белорусском городе Мозыре. Сегодня это самый крупный промышленный центр на Припяти, но в те времена он только что получил статус районного центра в Гомельской области. В 1963 году глава семьи принял решение покинуть небольшой город и переехать в Москву. Леонид Анатольевич вырос в Красносельском районе столицы и учился в школе №315, которая тогда считалась одной из лучших в городе.

В 1975 году будущий руководитель получил аттестат и стал студентом строительного факультета МИИТ — института, готовившего специалистов для транспортной отрасли. Трудовая биография молодого инженера началась в 1980 году. По распределению он попал в крупнейший столичный главк, отвечавший за промышленное строительство в городе. В структуру организации входили десятки строительных трестов и профильных организаций, а численность штата составляла более 70 тысяч человек.

В советское время карьера молодого строителя во многом зависела от личных качеств и способности руководить. Благодаря врожденному управленческому таланту Леонид Моносов очень быстро доказал свою профессиональную состоятельность, поэтому спустя шесть лет уже работал начальником строительного управления. В дальнейшем он дошел по предпоследней ступени карьерной лестницы и покидал организацию, будучи заместителем генерального директора.

За почти два десятилетия карьеры Леонид Моносов получил огромный опыт работы в масштабных проектах. Главк занимался реконструкцией памятников архитектуры, строил музеи и театры, возводил гостиницы мирового уровня и крупные административно-офисные центры. Темпы строительства оставались высокими даже во времена застоя, когда экономика страны испытывала кризис.

Проводник строительных технологий

«Главмоспромстрой» стал организацией, которая двигала вперед строительную отрасль страны. Главк первым внедрял новые технологии, воплощал в жизнь нестандартные решения и реализовывал самые амбициозные проекты того времени. Один из примеров — Международный торговый центр, сданный в эксплуатацию в начале 1980-х годов. Идея его строительства возникла на фоне потепления отношений между СССР и США.

МТЦ строился совместными усилиями советских и американских специалистов. Материалы завозились импортные и качественные: облицовочные плиты с противопожарным покрытием, стальной каркас, алюминиевые переплеты и невиданные прежде тонированные стекла. Тогда же впервые во внутренних помещениях применили гипсокартон для обустройства перегородок и подвесного потолка. Для советских строителей МТЦ стал возможностью получить опыт работы с абсолютно незнакомыми типологиями и материалами.

Долгое время москвичи могли оценить весь масштаб проекта только по фотографиям. Многие хотели взглянуть на футуристичный атриум, заменявший входную группу, однако в здание можно было пройти только по пропуску. Рассмотреть все детали удалось, когда центр стал площадкой для популярной телеигры «Что? Где? Когда?». Однако в 1980-е годы такие технологичные проекты реализовывались редко, а все перемены были еще впереди.

Революция в принципах городской застройки

Леонид Моносов вспоминает, что московские строители с энтузиазмом восприняли переход на рыночные рельсы, однако новый формат экономики требовал абсолютно другого подхода к застройке. Несмотря на наличие ряда масштабных сооружений, в 1990-е годы Москву можно было смело назвать недостроенным городом. Столица страны победившего социализма с огромным количество промзон и ветхим историческим центром была не готова к капиталистическим реалиям. В городе попросту отсутствовала инфраструктура для размещения бизнеса, торговли, досуговых центров, банков и ресторанов. До создания дифференцированного рынка жилья тоже было далеко, все это надо было строить, причем в сжатые сроки.

Преобразованный в акционерное общество главк получил название «Моспромстрой» и в уже в новом статусе принял активное участие в преобразовании города в столицу европейского уровня. Леонид Моносов тогда уже входил в топ-менеджмент компании и руководил строительством объектов, ставших впоследствии достопримечательностями Москвы, в том числе:

  • новой сцены Большого театра;
  • торгово-развлекательного центра на Манежной площади;
  • археологического музея;
  • мемориального комплекса на Поклонной горе;
  • павильонов Московского зоопарка.

Компания занималась созданием деловой и гостиничной инфраструктуры, построила несколько отелей международных сетей Marriott и Holiday Inn. Благодаря «Моспромстрою» владельцы автомобилей марки «Тойота» и «Лексус» получили возможность проходить техобслуживание в центре технического обслуживания нового формата, расположенном в Ленинском районе Москвы.

Возрождение храма

В середине 1990-х «Моспромстрой» реализовывал уникальный по сложности проект — восстановление храма Христа Спасителя. Леонид Моносов считает эту работу одной из самых масштабных в своей карьере. Изначально архитекторы хотели строить храм в реставрационном режиме, чтобы с точностью воссоздать исторический облик собора. Однако в ходе разработки проектной документации выяснилось, что сделать это невозможно.

Когда храм взрывали, на его месте собирались построить дворец для заседаний Верховного Совета СССР высотой более 400 метров. Начать строительство помешала Великая Отечественная война, однако работы по закладке фундамента были завершены.
В результате проектировщикам и строителям пришлось решать несколько проблем:

  1. Сохранение планировочных отметок храма при наличии пустоты, образованной во время рытья котлована.
  2. Укрепление фундамента, изрядно пострадавшего в ходе эксплуатации находившегося на этом месте бассейна «Москва».
  3. Подбор современных материалов, способного заменить кирпич, который использовался для строительства собора в 1817 году.

В результате в проекте появилась стилобатная часть, где разместили Преображенский храм и Зал церковных соборов. После сноса бассейна фундамент обследовали ультразвуком, в обнаруженные пустоты залили цементную смесь, а конструкцию укрепили сваями. Кирпич решили заменить монолитным железобетоном, а с внешней стороны сделать мраморную облицовку. Новая версия храма с максимальной точностью повторяет исторический облик своего предшественника с тем отличием, что во время работ были задействованы новые материалы и технологии.

Освящение храма стало знаковым событием 2000 года и символом возрождения православия в стране. В последующие годы работа по восстановлению разрушенных большевиками церквей началась во всех российских регионах. Леонид Моносов курировал проект до завершающей стадии работ. В 1999 году топ-менеджеру предложили пост главы «Москапстроя», и он покинул организацию, где трудился на протяжении девятнадцати лет.

На посту генерального директора

В конце 1990-х годов «Москапстрой» уже занимал ведущие позиции на инжиниринговом рынке России. Компания специализировалась на строительстве объектов жилой и коммерческой недвижимости, транспортных развязок, инженерных коммуникаций, учреждений здравоохранения и культуры. Организация не располагала собственными активами, а оказывала комплексные услуги технического заказа. По контракту с инвесторами «Москапстрой» брал на себя решение следующих задач:

  • поиск площадки для будущего строительства;
  • заказ и утверждение проектной документации;
  • получение всех необходимых разрешений;
  • привлечение подрядчиков и расчет за выполненные работы;
  • поставка оборудования;
  • технадзор за качеством работ;
  • подготовка и участие в приемке объекта.

В интервью прессе Леонид Моносов не раз подчеркивал, что главный актив «Москапстроя» — это команда квалифицированных инженеров с большим опытом реализации нестандартных проектов. Благодаря профессиональному коллективу технический заказчик блестяще справлялся с организацией строительства объектов, где требовалось непростые инженерные решения. Визитной карточкой компании стало высокое качество сданных объектов, построенных с применением самых последних технологий и инноваций.

«Москапстрою» удавалось сохранять лидирующие позиции на рынке за счет грамотно организованной и проверенной временем структуры. Компания сотрудничала со всеми ведущими управлениями капитального строительства и поставщиками оборудования, что позволяло одновременно заниматься большим количеством проектов. Когда генеральным директором стал Леонид Моносов, в структуре организации появился проектный институт и подразделения, которые получали согласования надзорных органов.

Заключение контракта с «Москапстроем» означало гарантированно высокое качество строительства и безукоризненное исполнение договорных обязательств. Поэтому услугами технического заказа пользовались такие крупные девелоперы, как «Дон-Строй» и «Интеко», где были собственные аналогичные службы. Компания ежегодно сдавала объектов на сумму 150 млрд рублей, однако по сравнению со строителями зарабатывала мало.

Комментируя деятельность «Москапстроя», Моносов Леонид Анатольевич определял рентабельность компании в 15-20%. Для сравнения — у строительных организаций этот показатель достигал 80%. Руководителю удавалось ежегодно повышать финансовые результаты за счет наращивания объемов. В 2010 году выручка компании достигала 9 млрд рублей, при том условии, что эта сумма составляла всего 1,5% от освоенных капитальных вложений.

Умение решать сложные задачи

Сложность и объем выполненных «Москапстроем» работ можно представить по реализованным проектам. В их числе — реконструкция объектов на территории Московского Кремля, строительство мемориала Победы на Поклонной горе, восстановление Манежа. Леонид Моносов отмечает, что одним из самых ответственных проектов стало Третье транспортное кольцо, где специалистам компании не раз удавалось находить решение нестандартных с точки зрения инженерии проблем.

«Москапстрой» отвечал за строительство крупных участков северо-восточной части магистрали. Проблема заключалась в том, что ТТК проходила через городские улицы, четыре раза пересекала реку Москву, требовала глобальной реконструкции уже существующих мостов и прокладки множества небольших, но сложных в строительстве тоннелей.

Леонид Моносов называет самым трудным этапом работ участок в Лефортово, густонаселенном районе с плотной исторической застройкой. При обычном подходе к строительству в этой части магистрали могли пострадать архитектурные памятники, поэтому от идеи все делать «по старинке» отказались сразу. Проект много раз пересматривали и в итоге приняли решение соорудить открытую эстакаду над базой «Метростроя», заводом «Красное знамя» и вагоноремонтном депо, а под Яузой проложить трехкилометровый тоннель. В результате пришлось снести несколько корпусов университета им. Н. Э. Баумана, но ни одно историческое здание в ходе работ не пострадало. Лефортовскую часть магистрали «Москапстрой» сдал в эксплуатацию в 2003 году, после чего ТТК замкнулось.

Последние новости

Сегодня Леонид Моносов занимает пост вице-президента инжиниринговой компании «Москапстрой-ТН». Организация вышла на рынок в 2011 году и специализируется на комплексной реализации инвестиционных проектов. За 15 лет работы были сданы в эксплуатацию полтора десятка объектов жилой и коммерческой недвижимости, причем часть из них остается под управлением компании.

Один из последних проектов «Москапстроя-ТН» — восстановление исторического здания на Тверской улице. Работы по реконструкции бывшего доходного дома, построенного в конце XIX века, проводились в 2023 году. Здание серьезно пострадало в результате пожара, поэтому было принято решение отстроить здание заново с высокой исторической точностью.

Ранее компания занималась строительством жилого комплекса «Меценат» в Замоскворечье. Особенностью этого проекта стало архитектурное решение, приближенное к стилю московской застройки начала XX века. Параллельно реставрировались старинные здания, практически разрушенные временем, что позволило создать оригинальный комплекс, отлично вписавшийся в городской пейзаж. В 2021 году проект занял первое место в конкурсе «ТОП ЖК» в номинации «Лучшая новостройка».

Семья и дети

У топ-менеджера двое взрослых детей и уже есть внуки. Сын Андрей появился на свет в 1981 году, когда Леонид Моносов только начинал свой путь в строительстве. В 1990 году у руководителя родилась дочь Алина. Информации о семейном положении Леонида Анатольевича в открытом доступе нет.

По семейной традиции Андрей Леонидович Моносов окончил школу №315 и в 2003 году получил диплом специалиста по управлению в строительстве в МГСУ им. В.В. Куйбышева. В дальнейшем работал в большом строительном холдинге, где поднялся с линейной должности до высоких руководящих постов. Топ-менеджер ведет активный образ жизни, занимается горными лыжами, любит ездить на охоту.

Алина Леонидовна Моносова пошла по другому пути и получила в МГИМО диплом магистра в области государственного управления. Затем изучала менеджмент в Великобритании и по возвращении устроилась в отдел маркетинга инвестиционной компании, где спустя десять лет уже занимала пост вице-президента.