Адрес: Москва, Павелецкая площадь, д. 1.
Сайт: paveletsky.dzvr.ru
Павелецкий вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. К. Красовского. Это железнодорожное направление связывает Москву со Средним и Нижним Поволжьем.
Поначалу вокзал именовался Саратовским (по имени города Саратов, крупнейший узел этого направления). Вокзал был двухэтажным, с третьим этажом над центральной частью и мансардами над боковыми частями. Архитектурный облик нового вокзала соответствовал канонам той эпохи: симметричное здание с повышенным центром, высокие окна, широкий подъезд. Наружные стены здания были толщиной в два с половиной кирпича — изрядный запас прочности для такого невысокого строения. Стены снаружи были облицованы особым кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах украшены лепниной. Изящная башенка-амфора исполняла роль флагштока.
Благодаря новому вокзалу заметно оживилась жизнь в этом районе города: привокзальная площадь была быстро застроена каменными домами, магазинами, трактирами, гостиницами. Сюда провели конку и трамвай, а неподалеку от вокзала возник Зацепский рынок, считавшийся тогда в Москве самым дешевым.
Павелецкий вокзал очень органично вписывался в облик городского района. При реконструкции, начавшейся в 80-х годах, важно было сохранить эту гармонию. Старое здание стало частью нового вокзального комплекса. Со стороны Павелецкой площади здание вокзала выглядит одноэтажным, хотя там размещены три уровня пассажирских помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания. Современный Павелецкий вокзал может принять до 10 тысяч человек в час.